Обратно
В дошедших до нашего времени памятниках мате­риальной культуры дрезно-сти можно встретить пре­красные женские украше­ния, предметы религиозно­го культа, изделия бытово­го назначения, выполненные из тонких металлических кружев и мельчайших зе­рен.
Техника, в которой испол­нены эти поражающие сво­им изяществом и тонкостью работы вещи, называется филигранью. Ажурные или наложенные на фон узоры делали из гладкой круглой и развальцованной в лен­точку проволоки или же скручивали несколько про­волочек в жгутик. Иногда орнамент украшали мелки­ми металлическими шарика­ми, завершавшими завитки и розетки. Когда из шари­ков набирали самостоятель­ный узор на металлическом фоне, го такую разновид­ность филиграни называли зернь.
Первые упоминания о тех­нике филиграни связаны с Грецией, Этрурией, Егип­том. В VIII—X веках это ис­кусство было завезено араб­скими купцами в Европу, где получило широкое рас­пространение. Несколько позже — в X—XI веках — фипигрань появилась на Ру­си, где стала называться «сканью» (от русского сло­ва "скать" — скатывать, скручивать проволоку). Зна­менитыми своими мастера­ми центрами производства филигранных изделий были античная Греция, Византия, средневековая Европа, Древняя Русь, Кавказ, Си­рия, Индия и Китай.
Наиболее древние изде­лия русских мастеров ныне хранятся в Москве в Ору­жейной палате. Это «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы». Особенно поража­ет воображение высоким мастерством исполнения «Шапка Мономаха». Она сделана из золотой скани в сочетании с драгоценными камнями и собольим ме­хом.
Начиная с XIV века рус­ские ювелиры начали обога­щать сканный орнамент сур-гучеподобной цветной ма­стикой, а в XVI и XVII веках мастику заменила яркая многоцветная эмаль, став­шая ближайшим и основным
ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
С К А Н Н Ы Е -УЗОРЫ
Художник И. МАЛАХОВСКИЙ.
спутником филиграни после драгоценных камней. Глав­ным центром производства перегородчатой эмали был у нас русский Север, в том числе широко известный своими художественными эмалевыми изделиями го­род Сольвычегодск,
В работах современных ювелиров, в нынешних на­родных художественных промыслах искусство скани продолжает свою жизнь, сохраняя традиции знамени­тых мастеров Новгорода, Москвы, Вологды, Великого Устюга, Казани, народов Кавказа, а порой и прини­мая новые оригинальные формы. В современных ра­ботах, как и прежде, скань прекрасно сочетается с дра­гоценными и поделочными камнями, ею украшают праздничную посуду, шка­тулки, множество разнооб­разных вещей. В сочетании с другими материалами — эмалью, деревом, чеканкой, рогом, стеклом, кожей, ме­хом — сканна отделка вы­глядит также очень эф­фектно.
Художники - любители, имеющие некоторый навык в работе с металлом, впол­не могут попробовать свои силы в овладении секрета­ми сканного мастерства.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
В старину в ювелирном деле для скани брали ни­ти-проволоки из золота и серебра. Теперь в предме­тах декоративно-прикладно­го назначения чаще всего применяют мельхиор и медь.
Обычно приемам мастер­ства начинают учиться, ис­пользуя в качестве материа­ла медную проволоку, Диа­метр ее выбирается в за­висимости от замысла про­изведения, чаще всего в пределах от 0,5 до 2 милли­метров. Выбранную прово­локу необходимо отжечь (температура отжига равна 1/3 температуры плавления металла). Для этого доста-
точно подрогреть ее на газо­вой горелке до темно-крас­ного каления. Затем про­травить бухточку отожжен­ной проволоки в растворе серной кислоты и промыть в проточной воде.
В том случав, когда нет проволоки необходимого диаметра, а это чаще всего бывает при работа с мель­хиором, ее можно изгото­вить с помощью волочиль­ной дощечки. Это стальная пластина толщиной 3—5 мил­лиметров, в которой насвер­лены последовательно убы­вающие (через каждые 0,1 миллиметра) отверстия диа­метром от 2 миллиметров до 0,5 миллиметра.
Для изготовления волочильной дощечки может быть использована железка от рубанка. Ее нужно «от­пустить» — нагреть до сине­го цвета побежалости на электроплитке, остудить вместе с выключенной элек­троплиткой и затем про­сверлить отверстия. 'Необ­ходимый профиль отверсти­ям Придается с помощью специально заточенных кер­нов (см. рис.).
После этого пластину сно­ва закаливают — нагревают до желто-оранжевого цве­та паяльной лампой и осту­жают в холодной воде. За­тем внутреннюю поверх­ность отверстий шлифуют. Входные конусные участки обрабатывают алмазной па­стой на медной игле, зажа­той в патроне дрели. Сред­ние калибровочные участки отверстий шлифуют, про­таскивая медную проволо­ку, смазанную алмазной пастой.
Чтобы получить необходи­мый диаметр металлической нити, отожженную проволо­ку протягивают через по­следовательно убывающие фильерные отверстия. Ее смазывают солидолом и тя­нут, захватив плоскогубца­ми. После прохода каждых трех-четырех отверстий и перед скручиванием прово­локи нужно повторять от­жиг, так как проволока на-гартовывается.

tmp7-1.jpg
tmp7-2.jpg
tmp7-3.jpg
Простейшие вальцы для про­волоки. Оси шарикоподшип­ников стягиваются регу­лировочными болтами М8 Под головками болтов нахо­дятся цилиндрические про­кладки. На резьбовую часть болтов между осями под­шипников можно надеть пружины.
Золотой кубок. Грузия. 2-е тысячелетие до н. э.
Ювелирные вальцы, у ко­торых половина площади валков проточена «ручья­ми» для проката проволоки из слитка. Диаметр валка — 34мм, длина — 100 мм. Рас­хождение валков — 100 мм.
Скручивают проволоку в веревочку ручной дрелью с крюком, зажатым в патро­не. Оба конца проволоки закрепляют в тисках, а се­редину накидывают на крюк. Чем плотнее скруче­на веревочка, тем лучше она будет вальцеваться (раскатываться) в ленточку. В технике скани широко применяется также плоская вальцованная проволока, которая называется гладью. Наиболее выразительно вы­глядят сканные орнаменты, где гладь сочетается со скрученной проволокой.
Основными инструмен­тами для набора сканного орнамента служат корнцан­ги (пинцет), и нож.
Корнцанги, форма кото­рых отработана старыми ма­стерами, продуманы в каж­дой своей части: они удоб­ны в руке, плоские грани служат для выравнивания наклеенного на бумагу на­бора, конусная заостренная нижняя часть — для выги­бания элементов разных размеров, на плоской части боковой грани над конус­ной иглой выполняются эле­менты «квадраты».
Нож — второй необходи­мый для набора инструмент. Им отсекают гнутые по эс­кизу элементы от проволоч­ной заготовки. Нож можно изготовить из обломка но­жовочного полотна и дере­вянной ручки в форме гриб­ка, какие обыкновенно бы­вают у граверных штихе­лей.
НАБОР УЗОРА
Приготовив инструмент и материал, приступают к на­бору. Для ажурных изделий
проволочные элементы на­клеивают на бумагу (типа писчей) поверх вычерчен­ного рисунка. Если скань накладывается на поверх­ность изделия, то элементы набора клеят на рисунок, который нанесен на изде-лие. Обычно пользуются клеем БФ-2 и БФ-6.
Сканный узор набирается из традиционных элементов, сочетание которых позволя­ет создать разнообразные орнаменты (см. рис.). Все они выполняются из прово­локи. Ее гнут корнцангами в завитки, колгчки, квадра­тики, змейки и прочие фи­гуры, прикладывая проволо­ку к рисунку на бумаге. Го­товый элемент отрубают ножом (подкладывая дюра­левую пластину) и наклеи­вают на ту часть рисунка, по которой он был выгнут. Начинать набор всегда сле­дует с внешнего контура — рамы детали или изделия, А затем постепенно закле­ивают изготовленными эле­ментами весь рисунок.
Следующая операция — подготовка набранного ор­намента к пайке. Здесь главное не рассыпать скру­пулезно набранную мозаи­ку. Существуют три спосо­ба, с помощью которых на­бор удерживается во время пайки.
СПОСОБ СТАРЫХ МА­СТЕРОВ. Листок бумаги с набранным рисунком на­кладывается на пластину из кровельного железа и обвя­зывается тонкой железной проволокой                                                                                                                            (биндрой)
крест-накрест. Припой, ра-
стекаясь по цветному ме­таллу, не пристает к желе­зу проволоки и к основа­нию. Пайка идет с лицевой стороны набора. Во время этой операции бумага и клей выгорают.
СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ. Его особенность состоит в том, что набор паяется с оборотной стороны, то есть со стороны бумаги. Набор кладут бумагой вверх на пластину асбоцемента, по­крытую горячей расплав­ленной бурой. Бура служит для фиксации элементов.
Предварительно пластина асбоцемента толщиной 8—10 миллиметров и размерами 10 X 15 сантиметров хоро­шо просушивается. Затем пластину посыпают порош­ком буры и прокаливают до спекания ее в стекловидную массу. Наклеенный на бума­гу набор окунают в кипящий водный насыщенный раст­вор буры и кладут бумагой вверх на участок пластины, покрытый бурой. Затем про­гревают горелкой. Бумага и клей выгорают, а детали на­бора прилипают к слою бу­ры. Чтобы выровнять по вы­соте, их топят напильником (тонкий нож, нагревшись, может поднять набор). Сдвинувшиеся детали мож­но вернуть на место сталь­ной спицей.
Пайку набора ведут тон­кой ленточкой припоя, кото­рой легко касаются прогре­тых стыков деталей. Необ­ходимо помнить, что при­пой растекается в сторону

tmp7-4.jpg
tmp7-5.jpg
tmp7-6.jpg
Три керна с углами заточ­ки 13°, 40° и 65° для расков­ки фильерных отверстий.
Волочение проволоки.
Профиль фильерного от­верстия. 1 — входной ко-нус, 2 — волочильный ко­нус, 3 — калибровочный участок, 4 — выходной ко­нус.
ВЫБОР ПРИПОЯ
tmp7-7.jpg
более нагретых участков набора. Перед употребле­нием ленточку припоя нуж­но прокипятить в том же насыщенном растворе бу­ры. Этот способ пайки го­ден только для набора из равной по высоте глади и скани.
После спайки всех стыков набор слегка прогревают и аккуратно вынимают пинце­том из размягченной буры. Затем изделие опускают в раствор 10—15% -ной серной кислоты для отбеливания, промывают и чистят в воде мягкой щеткой,
СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ В ГИПСЕ (разработан авго-ром статьи). Он заключает­ся в том, что наклеенный на бумагу набор заформовы-вается в гипсовую пластин­ку-опоку, просушивается и паяется с оборотной сторо­ны (со стороны бумаги) Этот способ наиболее уни­версален, так как позволя­ет спаять разновысокие эле­менты, детали и дажг ре­шетку с перемычками встык. Формовочная смесь состо­ит из 1 части борной кисло­ты, 9 частей гипса, 10 частей мелкого кварцевого песка (по весу). Ее разводят водой до густоты кашицы и нано­сят на приклеенный к бумаге набор слоем в 3—4 милли­метра. Чтобы припой лучше обтекал скань, желательно перед формовкой листик с набором окунуть в подогре тый состав из 1 части пара­фина и 10 частей керосина. Просушенную пластину-опо­ку переворачивают и паяют с оборота, выжигая бумагу.
После пайки горячую опо-ку бросают в воду; где гипс разрушается и освобожда­ем набор. Припеченные бу­рой крошки гипса отойдут при отбепивании.
В ювелирной промышлен­ности для пайки использу­ют стандартные медно-сере-бряные припои ПСР-40 и ПСР-70 (с содержанием 40 и 70% серебра). Это твер­дые (тугоплавкие) припои, дающие прочное соедине ние деталей. Для люби­тельских целей можно ре­комендовать припои, не со­держащие серебра. Это, на­пример, медно-цинковый припой. Содержание меди в нем составляет от 34 до 54%, остальное цинк. При меньшем количестве меди припой применяют для пай-ки латуни_и бронзы (t плав­ления порядка 800°) при большем количестве — для бронзы, меди, стали (t плавления до 890°)
Приготовляют припой сле­дующим образом. Состав­ные компоненты надо сло­жить в маленький шамот­ный тигелек л засыпать спо­ем буры Медь должна быть настрижена из проволоки, так как температура ее плавления выше. чем у цинка. Тигелек прогреть мощной паяльной пампой, пока металл не расплавится, а затем остудить. Получен-ный слиток вынуть, нагрев тигилек.
Для сканных работ три-пой используют обычно в виде опилок, для чего спи-ток стачивают напильником с крупной насечкой Опилки смешивают пополам с бу­рой (по объему) и этой смесью посыпают набор.
При пайке в гипсовой опоке ее прокаливают пла­менем до выгорания бума-ги, затем посыпают припой и продолжают прогрев, по-
Таким ножом удобно разме­чать и отрезать детали набо­ра.
tmp7-8.jpg
Пинцетом из нержавеющей стали достают изделия из отбела. Обычная сталь остав­ляет на поверхности изделия пятна.
tmp7-9.jpg
Старый способ пайки за­ключается в продувании воздуха февкой (трубочкой с наконечником) через пла­мя керосиновой горелки. Диаметр фитиля 15 — 20 мм.
Февки имеют наконечни­ки с диаметром отверстий от 0.8 до 2 мм в зависимо­сти от вида работ.
tmp7-10.jpg

tmp7-11.jpg
tmp7-12.jpg
tmp7-13.jpg
Самодельный бензиновый па­яльный аппарат. Делается из февки с добавлением за-пального венчика широкого пламени — питающей его обходной трубки с краном-регулятором от медицин-смой спринцовки. Мех заме­няется туристическим насо-сом-лягушкой, ресивер — волейбольной камерой с нип­пелем от велосипедной ка­меры. Слева показан венчик в разрезе. Внутри него име­ется круглая решетка и удерживающее ее запорное
кольцо.
С помощью этой системы можно продувать также огонь керосиновой лампы. Воздух можно подавать пы­лесосом, работающим на уменьшенных оборотах (пи­тание через трансформа­тор).
tmp7-14.jpg
Старый способ обвязки на­бора биндрой.
на припой, не растечется по всему набору. Его равно­мерному распределению можно помогать спицей из нержавеющей стали.
Так получаются плоские наборы скани. Это детали будущего изделия. Потом их надо будет согнуть по выбранной форме, подо-гнать края стыков, связать проволокой и спаять в одно изделие.
АЖУРНАЯ СКАНЬ
Самый простой образец ажурной скани — это плос­кая скань. В технике плос­кой скани могут быть вы­полнены самостоятельные изделия, но чаше так изго­товляют накладки на по­верхность . других предме­тов — кожаного пояса, де­ревянного ларца, чарки из рога и т. д.
Рассмотрим приемы вы­полнения ажурной скани на примере подвески или се­режки (см. рис.). Вначале на бумаге жестким каранда­шом рисуют композицию подвески (если это серьга, то через копирку рисунок переводится и на второй лист). Затем изгибают и на­клеивают на рисунок внеш­нюю рамку изделия. Она
tmp7-15.jpg
составляется из ленточной глади шириной 3—5 мил­лиметров с примыкаю­щей к ней веревочной и равной с ней по высоте другой ленточной гладью. Таким образом внешняя сто­рона рамки оказывается вы­ше всего изделия. Далее на­бирают скелетные жилки из глади квадратного сечения (1,5 X 1,5 мм) и тоже ставят на клей. Затем изготовляют и приклеивают каст (поясок с лапками, удерживающими камень): два ленточных ци­линдра один в другом, предварительно подогнан­ных к камню. Завершается набор завитками, заполняю­щими пустоты вокруг ске­летных жилок.
Наклеенный на бумагу на­бор формуют в гипс, спаи­вают, отбеливают, промы­вают, крацуют щеткой и. на­конец, вставляют камень, Если нужно плоскому изде­лию придать легкий объем, его простукивают из листе толстой резины резиновым же молоточком,
СКАНЬ ПО МЕТАЛЛИЧЕСКОМУ
ФОНУ
Этот вид скани существу­ет как самостоятельная раз­новидность. Ею украшали
Надежный способ
фиксации при пайке.
tmp7-16.jpg
Удобный лоток для сбора опилок складывается из фольги, дублированной бума­гой «упаковка чая, сигарет).
350
tmp7-17.jpg
Ригель (закаленная арматурная сталь).

оклады икон, переплеты книг, использовали как ос­нову для перегородчатой эмали.
Исполняется скань по ме­таллическому фону так же, как и ажурная. Все опера-ции остаются теми же, за исключением пайки: набор связывают биндрой крест-накрест вместе с металличе­ским предметом.
ОБЪЕМНАЯ СКАНЬ
Объемные изделия из скани — шары, фонарики, фигурки животных выглядят очень эффектно. Делают их или на болванке, или со­ставляют по развертке-вы­кройке. Шар, например, спаивают из двух полусфер, набранных на шаре-болван­ке. Трудность состоит в том, что ленточки глади и скань приходится гнуть на ребро по радиусу шара. Если бол­ван железный, то пайку можно вести прямо на нем.
Набор полусферы на ша­ре из другого материала должен быть заформован вначале в опоку, после чего болван вынимается. Элемен­ты в этом случае ставят на столярном клее, который, размокнув от гипсовой мас­сы, освобождает набор от болвана. Пламя направляют внутрь заформованной по­лусферы.
Набор для объемных предметов—таких, как куб­ки, ларцы, светильники, фи­гурки, — делается по ча­стям, по выкройкам-раз­верткам. Эти части после спайки подгоняются друг к другу, связываются и спаи­ваются в целое изделие.
ОБЪЕМНАЯ ЯРУСНАЯ СКАНЬ
Особенности этой разно­видности скани мы рассмот­рим на примере изготовле­ния кольца.
Вначале надо сделать кар­кас (см. рис.). В качестве материала для него жела­тельно использовать прово-ноку квадратного сечения 1,5 X 1,5 мм. Каркас будет служить первым ярусом. Его набор наклеивается на бумагу. Набор второго яру­са выполняют из вальцован­ной глади и скани разных сечений тем же способом,
что и для плоской ажурной скани. Третий ярус — цве­точки и зернь. Элементы третьего яруса паяются лишь тогда, когда спаяны отдельно первый и второй ярусы, согнуты на ригеле (оправке) в кольцо, подог­наны друг к другу и при­паяны.
Цветочки делаются из слегка растянутой спирали, отожженной и свернутой бубликом. Венчает цветок зернина. Зернь в малых ко­личествах изготовляют так: стригут проволоку на рав­ные отрезки, заготовки ки­пятят на огне в чашечке с концентрированным раст­вором буры и борной кис­лоты (пополам). Отрезки проволоки вынимают пин­цетом из раствора и раск­ладывают на буковую или дубовую дощечку. Тонкое пламя горелки, направлен­ное поочередно на каждый отрезок проволоки, застав­ляет его расплавиться и свернуться в шарик. Обуг­ливающаяся древесина, да­вая дополнительный жар, помогает этому процессу,
Каст для камня делается из змейки, круглой прово­локи и вальцованной глади. Одна из полосок глади ста­вится на ребро — после сгибания камня она будет служить ему полочкой - опо-
tmp7-18.jpg
Сканная подвеска.
рой. Змейка получается при вальцевании слегка растя­нутой спиральки.
Длина набора каркаса кольца, огибающего палец, рассчитывается по формуле I = 3d + 4h. Где I — внут­ренний диаметр кольца, h — толщина материала. Например, при размере кольца 18 (то есть с внут­ренним диаметром 18 мм) и толщине проволоки 1,5 мм длина развертки каркаса равна 60 мм.
Длина развертки второго яруса больше, так как она увеличилась на две толщи­ны материала каркаса и со­ставляет 68 мм.
tmp7-19.jpg
Изготовление кольца. Пер вый ярус — каркас, вто­рой — орнаментальный, третий — отделочный (каст, розетки, зернь и т, д.). Раз­мер кольца 18 мм.
tmp7-20.jpg

tmp7-21.jpg
пламя было направлено от себя, Спаянные заготовки захватывают за концы дву­мя плоскогубцами и скру­чивают прямо в пламени, а затем сгибают в кольцо. Внутреннюю поверхность у колец слегка подтачивают напильником уплощают, cтык подгоняют и спаива­ют,
ЗЕРНЬ
Метаплическую поверх­ность предметов нередко украшают орнаментом из зерни. Чтобы приготовить зернь в достаточном коли­честве, нужно насечь про­волоку на отрезки равной длины. Затем прокипятить их в концентрированном растворе борной кислоты, высушить, перемешать с толченым древесным уг­лем и сложить в шамотный тигелек. Посль чего про­греть мощной паяльной лампой. Отрезки проволоки спекутся в шарики одного калибра. Для получения разных диаметров отрезки проволоки необходимо уменьшить или увеличить Чтобы заготовить отрезки равной длины, проволоку навивают на стержень и разрезают вдоль: получат­ся одинаковые полузамкну­тые колечки.
При пайке главная проб­лема состоит в том, чтобы удержать шарик зерни на заданном месте В старину на металлической основе кернили гнезда под каж­дый шарик отдельно, Но можно воспользоваться и более простым способом.
Детали сканных украше­ний: 1 — завиток, основной элемент растительного ор­намента, 2 — лист в виде сплющенной спирали. 3 — огурчик (иногда заполняет­ся завитками), 4 — розетка, обычно ставится на кольцо и венчается крупным шари­ком зерни, 5 — колечки, по­лучают из разрезанной спи­рали, 6 — звенья, из кото­рых набирается решетка (навиваются на квадратный стальной стержень, обмо­танный бумагой, если бума­гу выжечь, спираль легко снимается со стержня), 7 — зернь разных размеров, 8 — розочка, навивается крон-цангами, 9 — змейки, полу­чают прокатом спирали на вальцах, 10 — косички, пле­тутся из нескольких жилок проволоки.
Кольцо из четырех вере­тенообразных заготовок. За­готовки попарно свиты по часовой стрелке. Затем па­ры сситы между собой про­тив часовой стрелки.
Он заключается в том, что шарики зерни клеят клеем БФ на поверхность, предва­рительно покрытую при­поем, Перед пайкой орна­мент из зерни заформо-вывается гипсовой смесью, заполняющей все пустые участки фона. Окруженный гипсом орнамент прогрева­ют широким пламенем го-релки. Так как масса шари­ков меньше массы основы, то они прогреваются силь­нее и перетягивают припой с основы на себя. После пайки горячее изделие опу­скают в холодную воду-гипс отскакивает, Далее сле­дует операция стбела, про­мывания, чистки щеткой.
В тех случаях, когда зернь ставят на крутую поверх­ность, например, на бубен­цы, можно положить тон­кий формовочный слой и на сами зерна Пайка идет вслепую, сквозь корку гип­са. Этот прием требует оп­ределенного опыта и сно­ровки Корку гипса можно использовать и в том слу­чае, когда зернь покрыва­ет всю поверхность пред-м е та.
ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ
Окончательная отделка состоит в отбеливании (в 15%-ной серной или соля­ной кислоте), чернении и крацевании щеткой (волося­ной или из тонкой латунной проволоки).
Приводим несколько ре­цептов чернения. Медь очень хорошо чернится в растворе «серной печени»: около 2 г на 100 г воды. «Серная печень» — это бу­рая масса, получающаяся от спекания 1 г серы с 2 г поташа или едкого натра, Спекают смесь в железной ложке на тихом огне. Мель­хиор чернят, опуская его в нагретом состоянии в раст­вор сернистого натрия в во­де. Существуют и другие способы отделки металлов.
Сборка кольца начинает­ся на ригеле По заданно­му размеру (18 мм) заги­бают каркас, подгоняют и спаивают стык. На обрабо­танный каркас накладывают и припаивают второй ярус Затем каст обжимают по камню, стыкуют и припаи­вают ко второму ярусу. После каста ставят элемен­ты третьего яруса.
Иногда художник хочет сохранить композицию ри­сунка для повторения или для архива Чтобы снять ко­пию, достаточно закоптить спаянный ажур и отпеча­тать его на бумаге,
КОВАНАЯ СКАНЬ
Это браслеты, гривны, кольца, сделанные из тол­стых проволок веретенооб­разной формы. Круглая, до­вольно толстая (диаметром до 5 мм) проволока проко­вывается на концах до 1 — 1,5 мм. Две такие заготов­ки кладут параллельно и их концы сжимают (сводят) по длине на 8—10 мм, а затем спаивают Места спайки проковывают, после чего заготовку скручивают в ве­ревочку.
Отожженная красная медь легко поддается скру­чиванию. Более твердые материалы легче скрутить в раскаленном состоянии. Нагрев ведут с помощью бензиновой горелки. Ее за­жимают в тисках так, чтобы
tmp7-22.jpg
6 10

Статья была напечатана в журнале "Наука и жизнь", к сожалению данные о номере и годе не сохранились.

Эта статья также есть также на книжной полке Алексея Несененко

 

Обратно