Юрий Поляков. Раскрой раковину. Рисунки Н. Кирсанова Моллюсков с твердым панцирем самых причудливейших форм можно обнаружить в любой реке или озере, не говоря уж о морях и океанах, где их разновидности исчисляются тысячами. Хотя пластмассы и другие материалы потеснили раковины, в прикладном искусстве они не потеряли своего значения и сейчас. Под внешней темно-коричнево-зеленоватой оболочкой створки таится удивительный декоративный материал — перламутр. По прочности он не уступает поделочным камням, а по красоте, изысканному сочетанию разнообразных опалесцирующих бледно-голубых, розовых, красно-оранжевых, даже черных оттенков не имеет себе равных. Недаром перламутр в переводе с немецкого означает «мать жемчуга». Собирать раковины погибших моллюсков можно по берегам морей и рек. Многие из них уже очищены водой, солнцем и ветром. Попадаются, конечно, и битые, но для многих поделок это не имеет значения. Правда если раковины долго находились вне воды, они стали ломкими, выцветшими и не годятся для работы. Особенно это касается таких тонкостенньи раковин, как речная беззубка или морская мидия. По этой причине их никогда не сушат на солнце, если хотят сохранить целыми. Встречаются и такие, которые необходимо очистить от наросших на их поверхности известковых покрытий и растений. Красивые и редкие раковины, как правило, используют в поделках целиком. Экземпляры же со сколами или битые служат материалов для резьбы, инкрустации, коллажей. Металлическими щетками или ножом с внешней поверхности соскребают грязь, известковые остатки удаляют кистью, смоченной в 15 %-ном растворе соляной кислоты. Нелишне напомнить о правилах безопасности при работе с кислотами. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После смачивания изделия тщательно промойте под струёй воды и почистите металлической щеткой. Операцию повторите несколько раз до полной очистки. Итак, раковины очищены. Снимите наружный слой (это относится к створчатым перламутровым раковинам). Обдирку произведите напильниками или на наждачном круге, переходя постепенно от более грубого инструмента к тонкому, отделочному. Следующая операция — получение заготовок. Для этого раковины ножовкой по металлу режут на куски. Если их конфигурация сложная, используйте специальный лобзик (см. рис. 1). После этого придайте напильником или на наждачном круге требуемую форму. Края заготовки зачистите надфилями. Далее отшлифуйте поверхности наждачной бумагой с размером зерен от 100 до 20 мк и отполируйте с помощью полировочных паст на войлочном или фланелевом кругу. Обращаем ваше внимание, что паста ГОИ очень въедается в поверхность и ее трудно затем удалить. Поэтому лучше пользоваться пастой, приготовленной из воска с добавкой зубного порошка. Иногда в раковине необходимо просверлить отверстие. Материал ее легко поддается обычным сверлам по металлу даже вручную. Для этих целей можно сделать нехитрое приспособление, показанное на рисунке 2. В деревянной ручке шилом предварительно проколите отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра сверла. Легкими ударами или просто нажимом сверло плотно вставляется в ручку. Очень удобна для сверления самодельная бормашина, изготовленная из микроэлектродвигателя, снятого со сломанной игрушки. Закрепив на валу шлифовальную палочку, ею удобно пользоваться при шлифовании труднодоступных мест, что особенно необходимо в ажурной резьбе. В некоторых случаях приходится склеивать заготовки из раковин с металлом, камнем, деревом и другими материалами. Лучший клей — ПВА, следы от него после высыхания почти не видны. Для большей прочности в клей мелкими порциями добавляют гипс и, помешивая, доводят до сметаноподобной кашицы. Склеиваемые поверхности необходимо обработать крупнозернистой наждачной бумагой. Гипс можно добавлять и в другие клеи, например «Момент». А теперь расскажем, какие же виды работ можно проводить с подготовленными раковинами.
Гравировка Во время работы грибок держат в левой руке, шляпку упирают в ложе упора, в правой руке зажимают гравировальный инструмент или резец. Инструмент для гравировки (резцы, стамесочки) проще всего изготовить из обломков надфилей, метчиков, сверл. Резьба Работу завершает шлифовка тонкими наждачными бумагами и шлифовальными палочками (см. рис. 6). Окончательная доводка — полировка фланелью. Тонирование Еще один прием — действие на органическую основу раковины химическими реагентами. Применяется он чаще для перламутровых раковин. Вначале их выдерживают в течение 3 суток в растворе азотнокислого серебра (ляпис) или пермангоната калия (марганцовка), а затем просушивают на солнечном свету несколько часов. При таком методе тонирования выбор цветовой гаммы ограничен серым, бурым или черным цветом. Надо учитывать также естественные тона окраски раковин, тогда цветовую гамму можно несколько расширить — получить серо-голубые, коричнево-оранжевые оттенки. Еще один метод тонирования готовых изделий из перламутра — применение анилиновых красителей. Практика показала, что предпочтительнее использовать красители для шерстяных тканей. Они лучше ложатся на перламутр и более стойки к выцветанию. Советуем пользоваться цветами, близкими к естественным, встречающимся на раковинах — оранжевыми, голубыми, зелеными, черными. Раствор готовится по рецепту, указанному на упаковке. Прежде чем браться за окраску готового изделия, попробуйте краситель на образцах. С их помощью проще подобрать необходимую дозировку и время окрашивания. Подлежащие окраске изделия из перламутра обрабатывают 3—5%-ным раствором уксусной кислоты, а затем в растворе красителя доводят до кипения и остужают вместе с ним. Окраску проводят и без кипячения, выдерживая в красителе от 2 до 5 суток. В этом случае в краситель добавляют немного уксуса. Окрашенные изделия сушат и полируют. Преимущество анилиновых красителей еще и в том, что они полностью сохраняют естественный опалесцирующий блеск перламутра. Чтобы окрасить изделие не полностью, а выборочно, необходимо части, не подлежащие тонированию, покрыть лаком. После окрашивания его удаляют тампоном, смоченным в ацетоне.
Роспись по перламутру Секрет ее заключается в том, что краситель как бы проникает в саму структуру раковины. Сухой красящий пигмент разводят в растворе уксусной кислоты. Уксус, пропитывая и одновременно растворяя кальций раковины, способствует проникновению красителя в структуру перламутра. Работа эта тонкая, требует исключительного внимания. Рисунок, полученный методом гравировки, тонкой акварельной кистью пропитывают красителем темных тонов. Краске надо дать впитаться, высохнуть, а затем под струёй воды смывать случайные пятна. Изделие насухо вытирают и полируют вновь, чтобы окончательно удалить ненужные пятна красителя, которые успели впитаться. Дальнейшую роспись фоновых поверхностей проводят большой кистью. Краску равномерно наносят на раковину, дают время для подсыхания. Затем изделие промывают под струёй воды. Если тон недостаточно насыщенный, операцию повторяют. При желании осветлить тон, раковину слегка полируют. Кроме анилиновых красителей, можно пользоваться акварельными пигментами, разводя их уксусной кислотой в концентрации не более 20 %. В слабо концентрированных растворах красителя тона получаются менее насыщенные. Высокие концентрации применять не рекомендуем — они вредны для здоровья.
Мозаика из раковин Целым раковинам и их обрезкам иногда с помощью напильника или кусачками можно придать нужную форму. Один из примеров составления мозаики из раковин показан на рисунке. Своеобразно и интересно смотрятся выклейки из раковин на тонированной черным лаком фанере, оргалите или доске. Здесь могут быть использованы и самые распространенные речные прудовики, катушки, беззубки и морские — гребешки, мидии и устрицы. Поверхность доски тщательно ошкуривается, а затем покрывается 2—3 слоями черного лака. Пригоден и битумный лак. Если в качестве основы вы используете оргалит, подумайте, какая из его сторон станет лицевой, ведь одна сторона у него тисненая, другая гладкая. Поверхность этого материала лучше тонировать водоэмульсионной краской с добавлением гуаши. Выполнение мозаик из перламутра близко по технике к флорентийской мозаике из камня, только гамма перламутра хотя и более нежная, но не имеет такого цветового многообразия. В
последнее время художники стали чаще работать в так называемой перегородчатой
технике набора. Суть его заключается в том, что между кусочками раковин
различной конфигурации прокладывается металлическая проволока или тонированная
в черный цвет паста, которая засыхая образует как бы перегородки.
Пасту
готовят следующим образом. Берут клей ПВА, цемент или гипс и сажу. Все
тщательно перемешивается и наносится на основу тонким слоем. Не давая
пасте застыть, на нее быстро выкладывают заранее приготовленные отполированные
кусочки перламутра и закрепляют. OCR Рощупкин Максим |